Главная > Статьи о здоровье > Боль в спине и пояснице

Боль в спине и пояснице

Дата: 12.01.2017

Для большинства людей абсолютно нормальным является хотя бы раз в жизни ощутить боль в спине или пояснице. Несмотря на то, что боль может проявиться в любой части спины, наиболее распространенной является нижняя часть. Это объясняется тем, что именно на нее приходится основная масса нашего тела.

Поясничные боли могут быть различного характера - ноющие (возникающие после длительного сидения) или острые стреляющие боли. Они также могут проявиться в покалывании или жжении, слабости в ногах. Чаще всего поясничные боли являются результатом неосторожного движения, длительной работы в стоячем или сидячем положении и, конечно же, слишком интенсивной и тяжелой физической нагрузки.

Боль в пояснице, как правило, определяется либо как острая (краткосрочная, наступившая внезапно), либо как хроническая (ноющая, развивающаяся постепенно).

Острая боль в пояснице длится обычно менее 1 месяца. Зачастую боль проходит даже в течение 1 недели без какого-либо медицинского вмешательства. Но для такой боли характерно повторное появление через какой-то промежуток времени.

Хроническая боль в пояснице длится более 3 месяцев.

Далее мы расскажем об определенных действиях, которые можно предпринять для избавления как от непрерывной хронической, так и от острой боли.

Прежде чем перейти непосредственно к объяснению причин боли в спине, мы хотели бы подробно познакомить Вас со строением позвоночника, рассказать о нервах и мышцах, которые его окружают. Это позволит Вам лучше понимать общую картину.

Позвоночник

Позвоночник представляет собой столбец из небольших костей, называемых позвонками, которые работают по центру спины. Позвонки поддерживают туловище и верхнюю часть тела и защищают нервы, которые соединяют мозг с остальной частью вашего тела. Этот комок нервов называют спинным мозгом. Позвонки сгруппированы в различные отделы:

• Шейный отдел позвоночника: состоит из 7 позвонков, служит для поддержки шеи;
  • Грудной отдел позвоночника: состоит 12 позвонков, к телам которых прикреплены ребра. Грудные позвонки и ребра образуют грудную клетку;
  • Поясничный отдел позвоночника: состоит из 5 самых крупных позвонков, так как именно на них приходится самая большая нагрузка;
  • Крестцовый отдел: состоит из 5 позвонков;
  • Копчик: располагается в конце и представляет собой кость из 4-5 сросшихся крошечных копчиковых позвонков.

На поясничную часть приходится большая масса вашего тела, чем на любую другую. Поэтому неудивительно, что эта область (нижняя часть спины) наиболее подвержена травмам. Для удобства в медицинской терминологии каждый позвонок обозначается конкретной буквой и цифрой: так для обозначения шейных позвонков используется латинская буква «С», для обозначения грудных - «Th», для поясничных - «L». А цифрой обозначается номер позвонка в этом отделе. Например, С4 является четвертым позвонком в шейном отделе (следуя по кости сверху вниз), а Th8 является восьмым позвонком грудного отдела.

Диски

Между двумя соседними позвонками располагается плоская круглая прокладка, называемая межпозвоночным диском. Диски не только смягчают нагрузку на позвоночник, но и позволяют ему двигаться.

Наружная часть диска называется фиброзное кольцо и представляет собой волокнистый хрящ, способный сокращаться и расширяться.

Внутренняя часть диска - студенистое ядро - представляет собой желеобразное вещество, которое содержит много воды.

Мышцы

Позвонки и диски находятся в окружении многочисленных мышц. Они, сокращаясь или напрягаясь, производят определенную работу, которая совершается при поднятии тяжестей, ходьбе, беге, стоянии и др. Их часто называют мягкой тканью, поскольку они не являются жесткими, как кость.

К мышцам туловища относят мышцы спины, груди и живота. Когда эти мышцы хорошо развиты, они помогают уменьшить нагрузку на нижнюю часть спины.

Причины боли в спине и пояснице

Боль в спине у многих людей ассоциируется с банальным перенапряжением мышц или проблемами с позвоночником. Однако существует множество других факторов, способных стать причинами боли в спине. Вы можете почувствовать боль в спине сразу после поднятия тяжелых предметов, резкого перемещения или после травмы, полученной в результате падения или автомобильной аварии.

Но, зачастую, случается так, что конкретную причину боли в спине определить просто невозможно. И этот факт может считаться хорошей новостью, потому что, когда конкретные причины болей определить легко это означает, что проблема может быть гораздо серьезней.

Существует несколько возможных источников боли в пояснице. Наиболее распространенными являются:

• мышечное напряжение;
  • разрыв или грыжа межпозвоночного диска;
  • дегенерация дисков (остеоартрит);
  • мышечный спазм (непроизвольное сокращение мышц, сопровождаемое резкой болью);
  • стеноз (сужение позвоночного канала);
  • малые переломы позвоночника от остеопороза;
  • другие системные заболевания (в этих случаях боль в спине часто сочетается с другими симптомами, такими как длительная утренняя скованность).

Диагностика болей в спине и пояснице

Тестирование физического состояния. Физический осмотр необходим врачу, чтобы определить локализацию боли, выяснить, как она влияет на движения. Для получения качественной диагностики, профилактики, осмотра и консультации запишитесь на прием к нашему врачу невропатологу Митрониной Р.М.

Подробнее о Неврологии >>